Трубачева Елена Борисовна, старший воспитатель
|
Беседы о временах года. Осень.Беседы о временах года «Осень»Основные задачи: I. Расширять у детей знания и представления об особенностях каждого месяца. Объяснять, из каких месяцев состоят времена года, в какой последовательности они располагаются в году, чем отличаются друг от друга и чем схожи. Подробное знакомство с каждым месяцем проводится по плану: - Общая характеристика месяца. - Растительный мир. - Животный мир. - Занятия людей. II. Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей: - учить детей давать полные ответы на вопросы по тексту, подготавливая их к пересказу текста; - воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану; - совершенствовать умение выразительно читать наизусть стихотворения. III. Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. Беседа 1. СентябрьВот и кончилось веселое теплое лето, на смену ему приходит осень. Первый осенний месяц — сентябрь. Зовут его «запевалой осени» и «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников. Осень- художница
Повязала Осень пестрый фартук И ведерки с красками взяла. Ранним утром, проходя по парку, Листья позолотой обвела. В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» — говорит русская народная пословица. Вопросы и задания Почему сентябрь называют «златоцветом»? Какие дни сентября называют «бабьим летом»? Отгадать загадку: Липа ветку наклонила И на землю уронила Золотой платок – Осенний…(листок) В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом. Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берез и лип. Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвет с ветки листок, и он, медленно кружась, опускается на землю. По утрам стелются над лесными полянами и речными лугами белые влажные туманы. В сентябре часто идут дожди, но не теплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а, небо затянуто серыми облаками. «Осень идет и дождь с собой ведет». (Народная пословица.) В конце месяца бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней. Осень Закружила осень Рыжие метели, Золотые листья С кленов полетели, Закружился листьев Пестрый хоровод, Заблестел на лужах Первый тонкий лед. Вопросы и задания 1. Почему сентябрь называют «златоцветом»? 2. Какие дни сентября называют «бабьим летом»? 3. Какая погода в сентябре? 4. Нарисуйте и раскрасьте листья березы, осины, липы.
Отгадать загадки: Маленький Егорка Упал в озерко, Сам не потонул И воды не всколыхнул. (Лист) Если дунет ветерок, Задрожит ее листок. Ветерок совсем не сильный, но дрожит листок…(осины). В сентябре рябина радует глаз своей красотой, ее алые ягоды после первых заморозков становятся слаще. Поэтому и зовут сентябрь «рябинником». В это время созревают на дубах желуди, на орешнике — орехи, на болоте — клюква. В сентябре в лесу пахнет прелью и грибами. На старых замшелых пнях появляются дружные семейки опят. Прикрытые золотыми, красными и лиловыми листьями прячутся в сухой траве подосиновики, подберезовики, лисички, сыроежки и грузди. «Грибок в кузовок — зимой будет пирожок». Вопросы и задания 1. Какие плоды созревают в сентябре? 2. Какие грибы растут в сентябрьском лесу? 3. Нарисуйте и раскрасьте гроздья рябины. Отгадать загадки: Плащ золотистый она надевает. Теплое лето она провожает. Птиц отправляет в дальние страны, Нам оставляет дожди и туманы. (осень) Озорной повеса Пролетел над лесом, Крыльями взмахнул – Лист с дерева стряхнул. (ветер) На дубовых ветках Качаются детки, Маленькие, озорные, На них шапочки резные. (Желуди.) Я расту на осине, Белки очень рады мне. (Сосновая шишка) После первых заморозков жизнь насекомых замирает. Не видно муравьев, они собираются в глубине муравейника и закрывают в него входы. Осенью все население шмелиной семьи вымирает, остаются только молодые шмели, которые, перезимовав, весной построят новое гнездо. В сентябре в лесу можно найти много выпавших перьев: птицы линяют, старые перья выпадают, а новые зимние окрашены более тускло. Это делает птиц незаметнее. В начале осени, когда насекомых становится меньше, улетают стрижи и ласточки, ведь они питаются только насекомыми. Другие птицы меняют корм: охотно клюют ягоды, плоды и зерна. Собираются в стаи, готовятся к отлету в теплые края журавли, грачи и кукушки. Последними улетают гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватит. Зовут сентябрь «месяцем птичьих стай». Готовятся встретить суровую зиму звери. Строят норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять — шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней и цвет более подходит к зимней природе. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев. Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под корнями деревьев. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не делают. Осень Осень — огненная белка. В желтых травах вдоль опушки Подожгла кустарник мелкий И осинника верхушки. По стволам взбираясь быстро, Прячет на зиму орех, Сыплет огненные искры Рыжевато-красный мех. И с вершин слетая смело, Удирая наутек, Зажигает то и дело Золотистый огонек. Отгадать загадки: Возле пня и на лужайке Мы всегда гуляем стайкой. Очень дружные ребята, Называют нас… (опята). У меня есть дупло, В нем и сухо, и тепло. Укрываюсь я хвостом, Сплю в дупле я сладким сном. (Белка) В сентябре грибники да ягодники ходят по лесу с корзинками, туесками — собирают грибы, ягоды. С полей и огородов убирают урожай овощей; картофеля, капусты, свеклы, моркови. А в садах срывают с веток румяные спелые яблоки. В народе говорят: «Красна весна цветами, а осень плодами». Когда урожай с полей убран, поле вспахивают. После вспашки земле удается накопить больше влаги за зиму, кроме того, погибают сорные травы, которые проросли осенью. В сентябре на полях сеют озимые хлеба — рожь и пшеницу. В конце осени озимые взойдут, и все поле станет ярко-зеленым. Первого сентября дети идут в школу с ранцами и букетами осенних цветов — начинается учебный год. Вопросы и задания 1. Почему сентябрь называют «месяцем птичьих стай»? 2. Какие птицы готовятся к отлету в теплые края? 3. Как готовятся к зиме животные? 4. Какие работы у людей в сентябре в саду, в огороде, в поле? Отгадать загадки: Угадать совсем нетрудно, Всякий догадается! Лист упругий, изумрудный В кочан завивается. (Капуста) Это красный корнеплод Сладкий сахар нам дает. (Свекла) Свернулась клубком, Укрылась хвостом, Гладкая, крепкая И зовется… (репкою). Золотые, наливные, На ветвях они висят. С аппетитом их едят, Они старых молодях. (Яблоки.) Послушай сказку. Сыновья дуба Рос посреди широкой зеленой равнины огромный старый дуб. Ствол у него был покрыт толстой корой, ветви густые, зеленые листья крупные, а на ветках созревали маленькие гладкие, будто отполированные желуди в резных шапочках. Желуди — это дети дуба. Когда созреют, упадут на сырую землю, а потом из них вырастут новые молодые дубки. Было у дуба десять сыновей-желудей. Хорошо жилось им рядом с могучим отцом. Он и накормит сладким соком, и от бури-урагана укроет, и приласкает, и сказку расскажет. Но настала осень, и пришло время желудям на землю-матушку падать, сырым листом прикрываться, в землю зарываться и ждать после зимней стужи весну-красну. Она придет, теплым светом их обольет, дождиками омоет, и прорастут они крошечными росточками. Жаль было желудям-сыновьям с отцом-дубом расставаться, да делать нечего! Желуди простились с ним и упали на землю. А дуб-то на пригорке стоял, вот они и раскатились с пригорка в разные стороны и спрятались: кто в ямку, кто в канаву, кто в высокую травку. Только один желудь не хотел никак с отцом-великаном расставаться. Прижимался к нему всё плотнее, попал в развилку между сучками веток, да и застрял там. Боязно ему было одному на земле оказаться. Отец просил сына-желудя лететь к земле, уговаривал, но ничего не помогало. Так и засох трусливый желудь в развилке сучка. Ответьте на вопросы 1. Сколько детей-желудей было у старого дуба? 2. Что произойдет с желудем, когда он упадет на землю? 3. Почему один желудь не хотел расставаться с отцом-ду- бом? Что с ним произошло? Беседа 2. ОктябрьОктябрь — середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою — к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх — к холодной зиме. В октябре часто идет холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя буреют, цветы вянут. В народе говорят: «От осени к лету поворота нету». По ночам бывают заморозки, и лужи затягиваются корочкой льда. Но характер у этого месяца переменчивый: он и плачет, и смеется. За день погода может измениться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик надоедливо моросит, а то и первые снежинки запорхают. Вопросы и задания 1. Почему октябрь в старину называли «листопадом»? 2. Почему говорят, что в октябре «семь погод на дворе»? 3. Нарисуйте и раскрасьте листья клена, рябины, дуба. Отгадать загадки: Летел пан, На воду пал. Сам не тонет И воды не мутит. (Лист) Белая кисея Ночью ляжет на поля. Утром солнышко пригреет, Ее по ветру рассеет. (Туман) В октябре звери в лесу продолжают готовиться к зиме. В лесные кладовые пропитание на всю зиму заготавливают, норы утепляют, шубки летние на зимние меняют. Еж нанизывает опавшие листья на иглы и устилает ими свою норку. Золотой клубочек Загорелись, как пожар, На рябине кисти, Катится навстречу шар Из осенних листьев. Ты его не узнаешь? Приглядись-ка! Это еж! Золотым клубочком стал Хитрый ежик колкий, Листья клена нанизал На свои иголки. Их несет к себе домой, Стелет на кроватку, Чтобы долгою зимой Спать под елью сладко. Пусть ему навеют сны Снежные метели, Пусть проспит он до весны В теплой колыбели. У животных продолжается линька. Мех белки, зайца, горностая, ласки светлеет, чтобы на белом снегу зверьки стали незаметными для охотника, волка, лисы. А люди примечают: если шубки на животных раньше обычного становятся пушистыми и густыми, значит, зима придет ранняя. Белочка рыжую шубку меняет на серо-голубую, делает запасы, утепляет гнездо. Вот как рассказывал о беличьем гнезде С. Гейченко (директор Пушкинского музея-заповедника в Михайловском): «Как-то порушил ветер старую липу, поломал, повалил на землю. Стали ее убирать, а в ней оказалось дупло, в нем беличье гнездо. Белка очень хорошо подготовилась к зиме. Дупло было большое, теплое, с понатыканной во все стенки паклей, беличьей шерстью и пухом. В одном уголке лежали сушеные грибы, в другом — орехи, в третьем — яблоки. Отрезали мы кусок ствола и прикрепили его к столбу деревянной ограды, что стоит неподалеку. Первое время белка боялась подойти к своему обновленному домику, бегала вокруг да около него, а потом все-таки решилась: уж больно хороши были в нем запасы». Бобры укрепляют плотины и ремонтируют свои хатки. Медведи в глухих лесных чащобах подыскивают место для берлоги, куда залягут с начала зимы на спячку. Лисица бродит по берегам рек и ручьев, высматривает молодых неопытных уточек. Насекомые: жуки, пауки, мухи — забиваются в щелки в коре деревьев и кустов, прячутся под листвой, зимуют в сухих пнях и корягах. Вопросы и задания Кто укладывается спать на всю зиму? Кто меняет на зиму шубку? Кто делает запасы на зиму? Кто зимует под листвой, в щелях в коре деревьев? Отгадать загадки: Кто в берлогу спать ложится – Волк, медведь или лисица? (Медведь) Мы ребята хваткие, Себе построим хатки мы. Спилим ивы и осины И соорудим плотины. (Бобры) В октябре улетают в теплые края перелетные птицы. Потянулись косяками, вереницами журавли, гуси, чайки. Если перелетные птицы низко к земле летят — к морозной зиме, а если высоко — к теплой. На рябинах пируют пролетные дрозды: поклюют ягодок рябины, отдохнут и улетают дальше на юг. «А когда гусь улетает, снег выпадает» — так народ примечает. А вот воробьи, вороны, сороки, дятлы, синицы остаются зимовать в наших краях. На осень и зиму многие из них прилетают поближе к человеческому жилью. Здесь и корма побольше раздобыть можно, и есть куда от ветра и мороза спрятаться. Отгадать загадки: Крылатый, горластый, Красные ласты. Кто это? (Гусь) А чем занимаются в октябре люди? Последние плоды собирают с огородов. Грибники по лесам бродят в надежде, что удастся найти поздние грибы: грузди, опята, сыроежки, моховики. Есть народная примета: «Появился поздний грибок — будет поздний снежок». Хозяйки в октябре рубят и заквашивают капусту. Не зря в народе говорят: «Сентябрь яблоками пропах, а октябрь — капустой», «Ни один рот без капусты не живет», «Крепкие сочные кочаны хрустят, сердце веселят». В старину домовитые хозяева в октябре избы чинили, чтобы холода в дом не проникли. Все щелочки замазывали. В народе поучали: «Вычини избу до Покрова (14 октября), не то не будет в доме тепла». Вопросы и задания 1. Назвать перелетных птиц. 2. Какие птицы остаются зимовать у нас? 3. Чем занимаются люди в октябре? Отгадать загадки: Тому, кто занемог, поможет…(чеснок). Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. (Лиса) Послушай сказку Медведь и белочка Как-то осенней порой встретились медведь и белочка. Давненько они не виделись, вот и разговорились. Белочка- непоседа, прыгая с ветки на ветку, сказала: — Вот скажи, Миша, как ты к зиме готовишься? Как готовлюсь? — переспросил басом медведь. — Да ничего особенного не делаю! Мы, медведи, зимы холодной и голодной вообще не боимся. Мы ее и не видим! — Как так? — удивилась белка. — А вот так, — продолжил косолапый. — Мы перед зимой стараемся наесться посытней, жирку поднабрать. А когда совсем похолодает, заваливаемся на боковую до самой весны. Находим глубокую яму и сооружаем в ней берлогу, утепляем ее ветками, листьями. А как белые мухи в воздухе запорхают, значит, спать пора. Заваливаемся в берлогу, снег заносит нас с головой, мы и спим всю зиму. Ну а ты, резвушка, как к холодам готовишься? — спросил косолапый белочку. — Я, во-первых, шубку меняю с рыженькой на серую, серебристую. Она пышная, теплая, в ней меня не приметишь. Во-вторых, в свои дупла-кладовки запасы собираю: орехи, шишки, сушеные грибочки. Когда морозы затрещат, я в дупле спрячусь, там тепло, уютно и полно вкусностей разных, припасенных заранее. Зато осенью потрудиться приходится’ В это время с неба полетели ледяные звездочки и стрелки — снежинки. - Ну, мне пора в берлогу, — сказал медведь. — До свидания, до весенних ручейков и теплого солнышка! До встречи! А мне пора за дела приниматься, — деловито сказала белочка, продолжая обрывать орешки с куста. Ответьте на вопросы 1.О чем разговорились медведь и белочка? 2. Расскажите, как готовится к зиме медведь? 3. Что запасает на зиму белочка? 4. Чем закончилась сказка? Беседа 3. НоябрьНоябрь — последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна. Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. Недаром зовут ноябрь в народе «чернотропом». Небо в ноябре почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом. В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шатер. Серебряным звоном зима начинается. Звонко хрустит молодой лед на лужах, промерзла земля, звенят на ветру ветви деревьев, в саду бойкие синички рассыпают серебряный звон. Играет ноябрь на ледяных гуслях, открывает ворота матушке-зиме. Эта пора в самом конце осени называется предзимьем или «серебряной осенью». Когда родимый край покинут гуси, Застынет лес у холода в плену, Ноябрь ударит в ледяные гусли, Встречая Государыню-зиму. Вопросы и задания 1. Почему ноябрь называют «чернотропом»? 2. Какую пору ноября называют предзимьем («серебряной осенью»)? Почему? 3. Рассказать о погоде ноября. 4. Нарисуйте капельку дождя и снежинку. Почему мы их нарисовали рядом?
Отгадать загадки: Хоть он и холодный. Но деревьям греет корни. (Снег) Листья за руки взялись, закружились, понеслись. Пожелтел и лес и сад. Вы узнали… (листопад) Тихо и пустынно в лесу. Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели. Медведь обычно перед снегопадом в берлогу залезает. Всю долгую зиму косолапый будет сладко спать, посасывая мохнатую лапу. Лисица старается пробраться в курятник, чтобы полакомиться курятиной. Птичница-лиса Первый снег прилег на крыши, Опушил мехами сад. Птичница в шубейке рыжей Посчитать пришла цыплят. — Подходите без опаски Всех попотчую пшеном, Позабавлю песней, сказкой, Приголублю перед сном! Но в сарае не на шутку Поднялся переполох. Закричали куры, утки, Удирая со всех ног. Пес залился громким лаем, Зазвенели голоса: — Эту птичницу мы знаем — Это хитрая лиса! Ежик, барсук, полевая мышь попрятались в норы. Белочка не любит дождливой холодной погоды и сидит в своем теплом и сухом дупле, грызет припасенные орешки и шишки. Плохо сейчас косому, он уже поменял шубку на зимнюю и белый мех хорошо виден среди голых сучьев и на черной мокрой земле. Прячется зайчишка под кустами в самых глухих чащах и ждет — не дождется, когда белым ковром снег укроет землю. Ноябрь называют «месяцем полных кладовых», ведь многие звери запаслись на зиму орехами, шишками, грибами и желудями. Есть пропитание — никакой мороз не страшен! Вопросы и задания 1. Почему ноябрь называют «месяцем полных кладовых»? 2. Что делают в ноябре лесные обитатели: Медведь, лиса, заяц, белка, барсук, полевая мышь?
Отгадать загадки: Есть у нас такой обычай, Ходим стаей за добычей, Прячемся у темной елки. Кто мы – лисы или волки7 (Волки.) Я – лесной исполин, Брожу меж сосен и осин. Если голову закину, То достану гроздь рябины. (Лось) Улетели перелетные птицы в теплые края. Зато в ноябре прилетают в лес клесты, открывают свои кузницы: шишки клюют — жирок куют. Ведь у клестов зимой появятся птенчики. Снегири, синицы, щеглы! прилетают в сады, клюют почки на кустарниках. В ноябре издавна отмечали люди «синичкин день»: вешали за окно кусочек сала, мастерили кормушки и развешивали их возле домов на деревьях, сыпали птицам зернышки и хлебные крошки. В народе говорили: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает». Отгадать загадки: Кто присел на толстый сук И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел) Кто там прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым -«Клё! Клё! Клё!» — поет со свистом. (Клест) Пусть я птичка — невеличка, У меня, друзья, привычка — Как начнутся холода, Прямо с севера сюда. (Снегирь) Кто присел на толстый сук И стучит: тук – тук, тук – тук? (Дятел.) А что делают в ноябре люди? Осенние работы закончились. Опустели поля и сады. Собраны в закрома овощи, фрукты, грибы, ягоды, орехи. В старину в деревнях в ноябре готовили дома к зиме, утепляли, ремонтировали. Коров, овец, коз и лошадей размещали в зимних стойлах. Собирались на посиделки — пели русские песни, пили чай из самоваров, а женщины пряли, ткали, шили, вышивали. А долгими вечерами при свете лучины рассказывали бабушки внукам сказки. Вопросы и задания 1. Какие птицы прилетают в ноябре? Чем они питаются? 2. Как отмечают «синичкин день»? 3. Какие занятия у людей в ноябре? 4. Нарисуй и раскрась снегиря и синицу. Отгадать загадки: Конь стальной, Хвост льняной. (Иголка с ниткой) Два конца, два кольца, Посредине гвоздик. (Ножницы) Он пыхтит, как паровоз, Важно кверху держит нос. Пошумит, остепенится — Пригласит чайку напиться. (Самовар) Домик круглый, костяной, В нем мальчишка озорной. (Орех) Рябина Цель: познакомить детей с художественным произведением. Закрепить знания о пользе деревьев для людей. Задачи: воспитывать бережное отношение к природе, учить внимательно слушать текст и воспроизводить в речи понравившиеся моменты из текста. Чтение художественного произведения. Росла в лесу стройная красавица – рябина. Ствол у неё прямой и гладкий, листья – кружевные. Весной на её ветвях раскрывались пышные, желтовато – белые соцветия. Рои пчёл весело гудели возле них, собирая сладкий нектар, который затем превращался в ароматный рябиновый мёд. А осенью, когда созревали гроздья алых ягод, рябинка созывала гостей на пиршество и потчевала их своими сочными вкусными плодами. Из дремучей лесной чащобы приходил к ней в гости лось – великан. Он поднимал большую горбоносую голову, увенчанную рогами, вытягивал шею и доставал ягоды с самой верхушки дерева. Прибегали лесные мыши, ёжики и бурундуки. Они подбирали упавшие на землю ягодки и с аппетитом их поедали. Зимой прилетали к щедрой рябине дятлы, снегири и свиристели. Однажды погожим осенним днём рябина, как обычно, пригласила на праздник зверей и птиц. Первым пожаловал к ней молодой медведь. Чтобы достать гроздь спелых ягод, он стал на задние лапы, а передними схватил ветку дерева и сильно потянул её на себя. Рябина жалобно зашелестела ветвями, застонала, стала гнуться и вдруг крупная ветвь дерева с треском сломалась. Медведь, как ни в чём не бывало, стал объедать сочные красные кисти, не обращая внимания на стоны деревца. Услышали животные, что рябина плачет, и поспешили к ней на помощь. Прибежали к рябинке белка, бурундук, ёжик и мыши, прилетели птицы. А медведь на всякий случай спрятался за кустом орешника. - Ах, бедная рябинка! Кто же сломал твою ветку? – спросили лесные обитатели у деревца. Но рябина не отвечала, только плакала горькими слезами. - Не ты ли, косолапый, сломал добрую рябинку? – спросили они медведя, когда тот вылез из – под орехового куста. - Нет, не я! Это, наверно, лось сломал её. Но лось замотал головой: - Нет, нет! Я не ломал! Зачем мне ветки ломать, я и так ягоды достану – у меня ноги длинные. - Сейчас мы узнаем, кто рябиновую ветку сломал! – сказал пестрый дятел. Он подлетел к дереву, стал внимательно осматривать его ствол и ветки и заметил клок медвежьей шерсти. - Ага! Вот твоя отметина, медведь! – крикнул он. - Это не моя шерсть! – заревел медведь, а сам лапой прикрыл бок, откуда был вырван клочок шерсти. - Твоя, твоя, Косолапый! – дружно закричали звери и птицы. - Друзья, давайте лучше вместе подумаем, как помочь бедной рябинке, - предложил мудруй ёжик. – Какие будут приложения? - Как вы думаете, что предложили животные? - Я знаю, что делать, - пропищала мышка. – Я видела, как лесник сначала аккуратно обрезал сломанную ветку дерева, а потом замазал рану глиной. - Правильно! – поддержал мышку бурундук. – Я тоже видел. - Но кто сможет ровно отгрызть ветку? – спросила мышка. - Ну, конечно, бобр. У него очень острые зубы, - ответил ёжик. - Что ж! Тогда мы полетим за бобром, - защебетали свиристели. – Мы знаем, где он живёт! - А ты, Косолапый, отправляйся в овраг за глиной! – приказал медведю умный дятел. Мышке было очень стыдно, он и сам хотел помочь рябине. Косолапый быстро побежал и принёс глину. Скоро пришёл бобр и острыми зубами перегрыз сломанную ветку, а белочка, взобравшись на стол, ловко замазала рану глиной. - Ну вот и хорошо! – сказал лось. – Теперь наша рябинка не засохнет. Весной вокруг цветов по – прежнему будут собираться пчёлы, возле неё расцветут медуницы и хохлатки, а осенью рябина вновь угостит нас своими ягодами. Вопросы. 1.Кто прилетел к рябине весной? 2. Кого приглашала в гости рябина осенью? 3. Кто сломал ветку рябины? 4. Как лесные обитатели узнали, что ветку сломан медведь? 5. Как они помогли дереву? 6. Что сделаете вы, если увидите сломанную ветку дерева? Беседа 4. Осенний периодОбзорная беседа «Осень». Итак, еще раз перечислим осенние месяцы - сентябрь, октябрь, ноябрь. Раннюю осень называют «золотой» — золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубого небе золотятся верхушки берез, лип и осин. Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают серебряные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки короткого «бабьего лета». Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются. В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки. Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки — снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы. Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют гнезда и норы, меняют летние шубки на зимние — более пушистые и светлые, чтобы стать незаметными на белом снегу. Осенью у людей много работы: надо собрать урожай овощей и фруктов, приготовить к весне пашни, посеять озимые. Надо позаботиться и о тех пернатых, которые остаются зимовать в наших краях, собрать для них семена и плоды, приготовить кормушки. Приметы осени Осень подойдет неслышно, Тихо встанет у ворот. В огороде листик вишни На дорожку упадет. Это первая примета, Что от нас уходит лето. А вторая — куст малины В нитях белой паутины. Чуть короче станет день, Потемнеют облака, Словно их накроет тень, Станет пасмурной река — Третья верная примета: Осень бродит близко где-то. Ранним утром на поляны Лягут белые туманы, А потом уж, жди не жди, Моросящие дожди Пеленой затянут просинь — Значит наступила осень. Вопросы и задания 1. Сколько примет осени перечислено в стихотворении? Вспомнить и назвать их. 2. Составление рассказа о времени года с опорой на план: - Осенние месяцы. - Приметы ранней и поздней осени. - Животный мир (подготовка к зиме). - Осенние работы людей. Игра «Четвертый лишний». Выделить лишнее слово. Объяснить свой выбор. 1. сентябрь, октябрь, ноябрь, март: 2. картофель, яблоко, свекла, морковь; 3. подосиновик, сыроежка, рябина, груздь; 4. грач, стриж, ласточка, воробей: 5. лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску); 6. белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы). Заучивание и выразительное чтение стихотворения (навыбор). 11 сентября 2021 в 03:29
Прикреплённые файлы:Документ: Беседы о временах года. Осень. Описание файла:Файл называется: besedy-o-vremenah-goda-osen_odkl0.docx Это официальный файл организации «Трубачева Елена Борисовна, старший воспитатель», в нём содержится Беседы о временах года. Осень.. Размер файла: 0,04 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.